20 ноября 1940 года в кибуце ха-Садэ (подмандатная Палестина) родился Арье Варшель (Уоршел, Воршел, אריה ורשל, Arieh Warshel).
После службы в армии поступил в университет Технион в Хайфе, где в 1966 году получил степень бакалавра по химии. В 1967 и в 1969 году в Институте Вейцмана получил соответственно степень магистра наук и доктора философии по химической физике (под руководством Шнеура Лифсона). Постдокторскую стажировку Варшель проходил (1970-1972) в Гарвардском университете в лаборатории Мартина Карплуса, после чего вернулся в Институт Вейцмана. Работал в в Кембридже (1974—1976), а в 1976 году перешёл на химический факультет Университета Южной Калифорнии (с 1984 года — профессор).
Основным объектом исследований Варшеля являются вычислительные методы применительно к корреляции структурной функции биологических молекул, метод QM/MM (гибрид QM / MM, т.е. «квантовая механика / молекулярная механика»; метод молекулярного моделирования, который объединяет точность QM и скорость MM) применительно к моделированию ферментативных реакций, молекулярное моделирование биологических процессов, создание микроскопических электростатических моделей белков, возмущение свободной энергии в белках и прочие методы. За заслуги в исследованиях этих методов в 2013 году Варшель был удостоен Нобелевской премии по химии. Источник
События в мире Химии
Подписаться на RSSМихаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии. Отец его был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 9 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. В 1731 Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться.
В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
Осенью того же года Ломоносов отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.
Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).
В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России.
Скончался Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Источник
15 ноября - Всемирный день рециклинга
Ежегодно в ряде стран мира 15 ноября отмечается Всемирный день рециклинга (Всемирный день вторичной переработки). Его цель – привлечь внимание органов власти, бизнес-структур, общественных организаций и граждан к проблемам ограниченности ресурсов, загрязнения окружающей среды и управления отходами. Свою историю праздник ведет с 1997 года, когда в США по инициативе Национальной коалиции по переработке (National Recycling Coalition) был учрежден Национальный день переработки (или День переработки в Америке, America Recycles Day). Праздник стал ежегодно отмечаться 15 ноября, в этот день людям предлагают распространять информацию о преимуществах переработки и практиковать ее самостоятельно.Термин "рециклинг" (от англ.recycling – переработка) означает повторное вовлечение отходов обратно в процесс производства. Вторичной переработке подвергаются промышленные и бытовые отходы. Используют отходы стекла, резины, пластика и полиэтиленовой пленки, макулатуры, текстиля, лом цветных, черных и драгоценных металлов. Источник
13 ноября - день войск РХБЗ
13 ноября в российских Вооруженных силах отмечается памятная дата — День войск радиационной, химической и биологической защиты (День войск РХБЗ), установленный Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ».
Военные химики появились в русской армии ещё в период Первой мировой войны (1914-1918), когда воюющие государства начали применять для военных целей химическое оружие. Первым учреждением Красной Армии, занимавшимся вопросами противохимической защиты, был Особый химический отдел (9 отдел) Главного артиллерийского управления рабоче-крестьянской Красной Армии. Он был образован летом 1918 года и занимался вопросами учета и хранения военно-химического имущества, оставшегося от старой русской армии.
Химические войска — специальные войска, предназначенные для химического обеспечения боевых действий вооруженных сил. Современные войска РХБЗ состоят из подразделений и частей, выполняющих задачи по радиационной, химической и неспецифической биологической разведке, дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств и местности. В них также входят подразделения, предназначенные для применения огнемётно-зажигательных средств и маскирующих дымов.
Войска РХБЗ решают задачи, связанные с защитой личного состава Вооруженных сил и населения от поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия, от различных факторов, экологически не совместимых с человеческим организмом.
Кроме этого, войска РХБЗ развиваются как войска двойного назначения, способные решать задачи как в военное, так и в мирное время при ликвидации последствий аварий и катастроф на радиационно, химически и биологически опасных промышленных предприятиях. Также в их задачи входит максимально снизить эффект воздействия неблагоприятных факторов на окружающую среду. Источник